Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
«НАСЛЕДИЕ КУБАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у неё есть не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. В условиях УДО необходимым становится привлечение учащихся к поисково-исследовательской работе, связанной с историей и культурой своей малой Родины – Кубани. Это значит – к близкой им российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, деревень, поселков. Именно это положено в основу учебной программы «Наследие кубанской культуры».
Образовательный потенциал краеведения во все времена был огромен и неисчерпаем.
Программа «Наследие кубанской культуры» направлена на изучение, сохранение и приумножение исторического наследия, на развитие мыслительно-речевых умений, формирование творческой активности ребят в едином процессе освоения ими знаний и представлений об истории, литературе, языка и культуры Кубани.
Кубань – это частица нашей великой Родины. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Ребята узнают, как причудливо переплелись в истории нашего края судьбы и культуры древних греков и скифов, адыгов и казаков… Шли века, менялись поколения, но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. Что и предполагает данная программа. Она построена так, что акцент изучения русского языка Кубани делается на те аспекты, которые испытывают на себе заметное влияние кубанских говоров и разговорной речи. В ней предусматриваются предупреждения и устранения произносимых и грамматических ошибок в речи учащихся, воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, литературе, истории, этнографии родного края, обогащению словарного запаса ребят за счет местной лексики и фразеологии.
Объектом интереса программы «Наследие кубанской культуры» является Краснодарский край, его историческое прошлое, язык и литературное наследие Кубани.
Основные направления деятельности, определяемые программой
– получение комплекса знаний о своей малой Родине;
– познание закономерностей развития местной культуры;
– просветительская и поисковая работа среди местного населения;
– формирование коммуникативных навыков;
– вовлечение учащихся в художественно-творческую деятельность;
– воспитание свободной, творческой, образованной, культурной личности.
Цель: Формирование патриотических и морально-волевых качеств личности учащихся
Через познание культурного наследия Кубани.
Задачи:
- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую работу, связанную с изучением истории и литературы своей малой Родины.
- Развитие познавательной, интеллектуальной и творческой активности учащихся в процессе освоения исторического прошлого и литературного наследия Кубани;
- Создание атмосферы сотрудничества, творческого партнерства педагога и учащегося в коллективе учащихся;
- Воспитание уважения, интереса, бережного отношения к краеведческому материалу Кубани.
Срок реализации программы – 1 год. Программа разработана для учащихся младшего школьного возраста, проявляющих интерес к кубановедению. Рекомендуемый состав группы – до 15 человек. Форма организации образовательного процесса – групповая.
В основе программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности учащихся и педагога, а также активное участие родителей и местных жителей в реализации программы. Программа предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно-ориентированного подхода при соответствующей уровню подготовленности учащихся педагогической поддержке.
Программа рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу с обязательной физкультминуткой. В каникулярное время занятия проводятся в форме КТД. На занятиях учащиеся знакомятся с древней историей Кубани, с первыми казачьими поселениями, с кубанскими обычаями, обрядами, устным народным творчеством, с диалектами, литературой Кубани прошлого и современности.
К концу года учащиеся должны знать:
- Появление древних людей на Кубани.
- Великие археологи Кубани. Селения.
- История Кубани. Кто такие казаки.
- Устное народное творчество, произведения и писатели Великой Отечественной войны. Современная литература.
- Разделы русского языка и диалект Кубани.
- Литературные произведения поэтов Кубани.
К концу года учащиеся должны уметь:
- Воспроизводить и анализировать литературные произведения.
- Определять лексическое значение слова.
- Инсценировать народные обряды.
- Выполнять литературную и художественную зарисовку эпизодов истории.
- тестирование;
- проведение диагностик;
- творческие отчеты;
- праздники;
- мини-соревнования, игры;
- самоанализ и коллективный анализ деятельности.
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
||
Теорет. |
Практич. |
Всего |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
2 |
История Кубани |
6 |
8 |
14 |
3 |
Культура Кубани в устном народном творчестве |
3 |
3 |
6 |
4 |
Писатели и поэты Кубани о Великой Отечественной войне |
2 |
2 |
4 |
5 |
Современная литература Кубани |
8 |
12 |
20 |
6 |
Кубанский диалект |
6 |
6 |
12 |
7 |
Культура Кубани глазами современных поэтов и художников |
2 |
2 |
4 |
8 |
КТД |
- |
8 |
8 |
9 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
2 |
|
Итого |
|
|
72 |
Обозначение целей и задач объединения. Выявление индивидуальных способностей ребят.
Знакомство с древней историей Кубани, с первыми кубанскими поселениями, с устным народным творчеством Кубани, с казачьими переселениями, с кубанскими охранительными службами, с обычаями, с военными произведениями, пословицами, поговорками, песнями, с великими кубанскими героями.
Практическая работа: чтение и анализ произведений: «Охотники на бизонов», «Бычья шкура», «Городок у дубовой рощи», «Битва на реке Фат», «Курган в степи», «Переселение казаков на Кубань», «Стража пограничная», «Денек станичной жизни», «Казак – девица».
Создание рукописного журнала исторического и литературного наследия края.
Знакомство с обрядом «Мыланка». Малые жанры фольклора. Разучивание обрядных песен. Инсценировка.
Практическая работа: чтение и анализ произведений: П.Ткаченко «Чертова мельница», А.Е.Пивень «Кто такие казаки». Сочинение-рассуждение «Казачьему роду не быть переводу»
Знакомство с кубанскими писателями, их участие в военных событиях.
Практическая работа: чтение и анализ произведений: В.Т.Иваненко «Не о море», Н.С.Краснов «Притча о коне». Мини-сочинение: «Отзыв о моем любимом произведении времен ВОВ»
Знакомство с современными кубанскими писателями, с их биографией и творчеством.
Практическая работа: чтение и анализ произведений: В.В.Гатилов «Аргоша», И.А.Зубенко «Мальчик и лошадь», Г.А.Федосеев «Ночные костры на лыжне», Л.К.Мирошникова «Враги», И.В.Беляков «Вечная юность», Я.Г.Кухаренко «Вороной конь», В.А.Попов «Кочеты генерала Суворова», В.Б.Бахалдин «На приречной рыжей полосе»
Викторина «Наша Кубань». Конкурс рисунка-эскиза памятника.
Диалект Кубани. Лексика. Фразеология. Морфемика.
Практическая работа: упражнения в воспроизведения диалекта Кубани. Викторина «Диалекты Кубани». Коллективное конструкторское бюро «Говор станицы Крыловской».
Крыловская литература (произведения местных поэтов станицы)
Практическая работа: чтение и анализ произведений: И.Волошина «Здравствуй, милый, и прости», Г.Семизоров «Глубинка России». Викторина «Поэтическое наследие Крыловской»
Подведение итогов работы. Демонстрация результатов.
Программа «Наследие кубанской культуры» предполагает создание для ребят среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно. Этому должны способствовать комплекс методов. форм и средств образовательного процесса.
Основные формы занятий:
- занятие-лекция, дискуссии;
- практические занятия;
- занятия на природе;
- экскурсии, путешествия;
- коллективные конструкторские бюро;
- литературные ринги;
- устные журналы;
- посиделки;
- игровые формы (конкурсы, турниры-викторины)
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальные (самостоятельная работа с учетом возможностей ребят);
- фронтальные (одновременно работа со всеми ребятами):
- групповая (работа по группам);
- коллективные (коллективное выполнение работ).
На занятиях предполагается применение следующих методов:
- репродуктивные;
- эвристические;
- проектный.
При работе с ребятами младшего школьного возраста выделяется определенная специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. В особом соотношении находятся и репродуктивные и эвристические методы.
Репродуктивные методы рассматриваются как ступени обучения и предусматривают приобретение знаний учащимися. Творческие эвристические методы предусматривают подбор оригинального действия для решения практических заданий, ведущие к использованию прошлого опыта, оригинальных идей.
К творческим видам деятельности на занятиях относятся:
- написание сочинений различных видов;
- выполнение заданий творческого характера.
Для развития творческой деятельности педагогу следует обращать внимание на самостоятельную деятельность ребят, на формирование творческих интересов.
Метод проектов становится неотъемлемым дидактическим средством дополнительного образования. В рамках дополнительного образования метод проектов можно было бы определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного процесса. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, когда обучающиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный творческий процесс: самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя свое знание и приобретая опыт самостоятельной познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности.
Метод проектов является средством, позволяющим отойти от традиционализма в обучении, для которого пассивность учащихся – типичное явление; это дидактический инструмент, создающий предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающихся в постижении нового.
Занятия проводятся с учетом дидактических требований:
- определение цели занятия;
- регулировка самостоятельной и коллективной работы;
- анализ работы учащихся;
- доступность материала;
- систематичность;
- воспитательный характер обучения.
Дидактические материалы:
- схемы анализа произведений;
- алгоритм написания сочинения;
- иллюстративный материал;
- фотографии, репродукции картин;
- словари кубанских говоров;
- географическая карта.
Материально-техническое обеспечение
- магнитофон;
- видеомагнитофон;
- фотоаппарат;
- аудио-, видеокассеты, фотопленка;
- словари;
- иллюстративный наглядный материал, фотографии, репродукции картин;
- географическая карта;
- алгоритм написания сочинений;
- схемы анализа литературных произведений.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Логика
Содержание
Стр.
Пояснительная записка……………………………………………………… 7
Планируемые результаты освоения программы в первом классе…. 9
Содержание программы в первом классе……………………………… 10
Тематическое планирование в первом классе… 11
Планируемые результаты освоения программы во втором классе……… 12
Содержание программы во втором классе……… 13
Тематическое планирование во втором классе…………………………… 14
Планируемые результаты освоения программы в третьем классе…………15
Содержание программы в третьем классе……………………………………16
Тематическое планирование в третьем классе……………………………… 17
Планируемые результаты освоения программы в четвертом классе……… 19
Содержание программы в четвертом классе……………………………… 20
Тематическое планирование в четвертом классе………………………… 21
Формы контроля и критерии оценки результатов………………………… 21
Литература……………………………………………………………………. 22
Приложение: тестовые материалы для оценки планируемых результатов 40
Пояснительная записка
к программе курса «Логика»
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей гимназии, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Начальная школа НМОУ «Гимназия №59» работает по развивающей системе Л.В.Занкова.
Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Логика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Логика» связано с тем, что:
Актуальность выбора курса «Логика» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у дошкольников, занимающихся в нашей гимназии предшкольной подготовкой, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
Курс «Логика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 11 лет.
Курс включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу «Логика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
Развивающий аспект
Воспитывающий аспект
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Логика»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Логика»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика»
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
Познавательные УДД:
Коммуникативные УДД:
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
Содержание программы
1 класс
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
III. Элементы логики (5 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
IV. Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
VI. Развитие творческого воображения (4 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе теория |
В том числе практика |
Конт- роль |
|||||
1. |
Вводный тест. |
1 |
|
1 |
Тест №1 |
|||||
2. |
Сравнение предметов по свойству. |
1 |
|
1 |
|
|||||
3. |
Целое и часть. |
1 |
|
1 |
|
|||||
4. |
Знакомство с отрицанием (термин не вводится). |
1 |
1 |
|
|
|||||
5. |
Признаки предметов. |
1 |
|
1 |
|
|||||
6. |
Признаки предметов и значение признаков. |
1 |
|
1 |
|
|||||
7. |
Обобщение по признаку. |
1 |
|
1 |
|
|||||
8. |
Закономерности в значении признаков у серии предметов. |
1 |
|
1 Исследование |
|
|||||
9. |
Описание последовательности действий. |
1 |
|
1 |
|
|||||
10. |
Логические упражнения. |
1 |
|
1 Викторина |
|
|||||
11. |
Последовательность действий и состояний в природе. |
1 |
|
1 |
|
|||||
12. |
Целое действие и его части. |
1 |
|
1 |
|
|||||
13. |
Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. |
1 |
|
1 |
|
|||||
14. |
Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. |
1 |
1 |
|
|
|||||
15. |
Одно действие, применяемое к разным предметам. |
1 |
|
1 |
|
|||||
16. |
Промежуточный тест. |
1 |
|
1 |
Тест №2 |
|||||
17. |
Функции предметов. |
1 |
|
1 С использованием мультимедиа |
|
|||||
18. |
Логическая операция «и». |
1 |
|
1 |
|
|||||
19. |
Выделение главных свойств предметов. |
1 |
|
1 Исследование |
|
|||||
20. |
Закономерность в расположении фигур и предметов. |
1 |
|
1 |
|
|||||
21. |
Закономерность в расположении фигур и предметов. |
1 |
|
1 Семинар |
|
|||||
22. |
Упорядочивание серии предметов по разным признакам. |
1 |
|
1 |
|
|||||
23. |
Последовательность событий. |
1 |
|
1 |
|
|||||
24. |
Высказывания. |
1 |
1 |
|
|
|||||
25. |
Истинные и ложные высказывания. |
1 |
|
1 |
|
|||||
26. |
Комбинаторика. Расстановки и перестановки. |
1 |
1 |
1 |
|
|||||
27. |
Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения). |
1 |
|
1 |
|
|||||
28. |
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. |
1 |
|
1 |
|
|||||
29. |
Перенос свойств с одних предметов на другие. |
1 |
|
1 Конкурс |
|
|||||
30. |
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов. |
1 |
|
1 Исследование |
|
|||||
31. |
Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции. |
1 |
|
1 |
|
|||||
32. |
Часть-целое ( в действиях). |
1 |
|
1 |
|
|||||
33. |
Итоговый тест. |
1 |
|
1 |
Тест №3. |
|||||
34. |
Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
|
|||||
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» во втором классе
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
Содержание программы
2 класс
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
III. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
IV. Комбинаторика (4 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
VI. Развитие творческого воображения (2 часа)
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Тематическое планирование
2 КЛАСС
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе теория |
В том числе практика |
Контроль |
1. |
Входной тест |
1 |
|
1 |
Тест №1 |
2. |
Выделение признаков. |
1 |
|
1 |
|
3. |
Различие. |
1 |
|
1 исследование |
|
4. |
Сходство. |
1 |
|
1 исследование |
|
5. |
Существенные признаки. |
1 |
|
1 |
|
6. |
Характерные признаки. |
1 |
|
1 С мультимедиа |
|
7. |
Упорядочивание признаков. |
1 |
|
1 |
|
8. |
Правила сравнения. |
1 |
|
1 |
|
9. |
Значение сравнения. |
1 |
|
1 |
|
10. |
Тест «Сравнение». |
1 |
|
1 |
Тест №2 |
11. |
Истинные и ложные высказывания. |
1 |
|
1 |
|
12. |
Отрицание высказывания. |
1 |
|
1 |
|
13. |
Понятие о классах. |
1 |
|
1 |
|
14. |
Правила классификации. |
1 |
|
1 |
|
15. |
Вопросы. |
1 |
|
1 Семинар |
|
16. |
Алгоритм. |
1 |
|
1 |
|
17. |
Тест «Алгоритм». |
1 |
|
1 |
Тест №3 |
18. |
Закономерность в числах и фигурах. |
1 |
|
1 С мультимедиа |
|
19. |
Закономерность в буквах и словах. |
1 |
|
1 |
|
20. |
Комбинаторика. Перестановки. |
1 |
|
1 |
|
21. |
Комбинаторика. Размещения. |
1 |
|
1 |
|
22. |
Комбинаторика. Сочетания. |
1 |
|
1 |
|
23. |
Причина и следствие. |
1 |
|
1 |
|
24. |
Причинно-следственные цепочки. |
1 |
|
1 |
|
25. |
Противоположные отношения между понятиями. |
1 |
|
1 |
|
26. |
Отношения: род-вид. |
1 |
|
1 |
|
27. |
Упорядочивание по родовидовым отношениям. |
1 |
|
1 |
|
28. |
Виды отношений. |
1 |
|
1 |
|
29. |
Тест «Отношения». |
1 |
|
1 |
Тест №4 |
30. |
Определения. |
1 |
|
1 |
|
31. |
Ошибки в построении определений. |
1 |
|
1 Викторина |
|
32. |
Суждения. |
1 |
|
1 |
|
33. |
Итоговый тест. |
1 |
|
1 |
Тест №5 |
34. |
Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
|
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» в третьем классе:
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
Познавательные УДД:
Коммуникативные УДД:
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
Содержание программы
3 класс
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п |
Тема занятий |
Всего часов |
В том числе теория |
В том числе практика |
Конт роль |
1. |
Входной тест. |
1 |
|
1 |
Тест №1 |
2. |
Закономерности в чередовании признаков. |
1 |
|
1 С использованием мультимедиа |
|
3. |
Классификация по какому-то признаку. |
1 |
|
1 С использованием мультимедиа |
|
4. |
Сравнение предметов по признакам. |
1 |
|
1 |
|
5. |
Тест «Сравнение». |
1 |
|
1 |
Тест №2. |
6. |
Состав предметов. |
1 |
|
1 Исследова ние |
|
7. |
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». |
1 |
|
1 |
|
8. |
Найди отличия. |
1 |
|
1 Ролевая игра |
|
9. |
Действия предметов. Игра «Кто так делает?» |
1 |
|
1 |
|
10. |
Комбинаторика. Перестановки, размещения. |
1 |
|
1 |
|
11. |
Функциональные признаки предметов. |
1 |
|
1 |
|
12. |
Симметрия. Симметричные фигуры. |
1 |
|
1 |
|
13. |
Логическая операция «и». |
1 |
|
1 |
|
14. |
Координатная сетка. |
1 |
|
1 |
|
15. |
Решение логических задач и задач-шуток. |
1 |
|
1 Игра – соревнова ние |
|
16. |
Результат действия предметов. |
1 |
|
1 |
|
17. |
Обратные действия. |
1 |
|
1 |
|
18. |
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. |
1 |
|
1 |
|
19. |
Тест «Отношения». |
1 |
|
1 |
Тест №3 |
20. |
Порядок действий, последовательность событий. |
1 |
|
1 Исследова ние |
|
21. |
Комбинаторика. Размещение, сочетание. |
1 |
|
1 |
|
22. |
Составление загадок, чайнвордов. |
1 |
|
1 Викторина |
|
23. |
Множество. Элементы множества. |
1 |
1 |
|
|
24. |
Классификация по одному свойству. |
1 |
|
1 |
|
25. |
Тест «Классификация». |
1 |
|
1 |
Тест №4 |
26. |
Способы задания множества. |
1 |
1 |
|
|
27. |
Сравнение множеств. |
1 |
|
1 |
|
28. |
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). |
1 |
|
1 |
|
29. |
Решение задач с использованием понятий о множествах. |
1 |
|
1 |
|
30. |
Выражения и высказывания. |
1 |
1 |
|
|
31. |
Высказывания со связками «и», «или». |
1 |
|
1 |
|
32. |
Отрицание. |
1 |
1 |
|
|
33. |
Итоговый тест. |
1 |
|
1 |
Тест №5 |
34. |
Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
|
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе.
В результате изучения курса «Логика» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
Коммуникативные УДД:
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
Содержание программы
4 класс
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Решение задач с помощью таблиц и графов.
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
4 класс
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе теория |
В том числе практика |
Контроль |
1. |
Входной тест. |
1 |
|
1 |
Тест №1 |
2. |
Повторение основных мыслительных операций. |
1 |
1 Обзорная лекция |
|
|
3. |
Причинно-следственные цепочки. |
1 |
|
1 |
|
4. |
Интегрированный: логика в окружающем мире. |
1 |
|
1 |
|
5. |
Интегрированный: логика в русском языке. |
1 |
|
1 |
|
6. |
Виды отношений между понятиями. |
1 |
|
1 |
|
7. |
Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. |
1 |
|
1 С использованием мультимедиа |
|
8. |
Понятие о графах. |
1 |
1 Объяснитель ная лекция |
|
|
9. |
Рефлексивность отношений. |
1 |
|
1 |
|
10. |
Симметричность отношений. |
1 |
|
1 |
|
11. |
Тест «Отношения между понятиями». |
1 |
|
1 |
Тест №2 |
12. |
Классификация. |
1 |
|
1 |
|
13. |
Язык и логика. Фразеологизмы. |
1 |
|
1 Исследование |
|
14. |
Язык и логика. Образность и меткость речи. |
1 |
|
1 Викторина |
|
15. |
Язык и логика. Речевые ошибки. |
1 |
|
1 |
|
16. |
Язык и логика. Пословицы. |
1 |
|
1 Семинар |
|
17. |
Тест «Язык и логика». |
1 |
|
1 |
Тест №3 |
18. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
1 Деловая игра |
|
19. |
Логические связки «или», «и». |
1 |
|
1 |
|
20. |
Логическая связка «если …, то». |
1 |
|
1 |
|
21. |
Логические возможности. |
1 |
1 |
|
|
22. |
Ситуативная связь между понятиями. |
1 |
|
1 |
|
23. |
Оценка ситуации с разных сторон. |
1 |
|
1 Исследование |
|
24. |
Образное сравнение. |
1 |
|
1 |
|
25. |
Синонимы. Многозначность. |
1 |
|
1 Конференция |
|
26. |
Антонимы. |
1 |
|
1 |
|
27. |
Тест «Языковая логика». |
1 |
|
1 |
Тест №4 |
28. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
1 |
|
29. |
Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. |
1 |
|
1 С использованием мультимедиа |
|
30. |
Рассуждения. |
1 |
|
1 |
|
31. |
Выводы в рассуждениях. |
1 |
|
1 |
|
32. |
Юмор и логика. |
1 |
|
1 |
|
33. |
Юмор и логика. |
1 |
|
1 Творческий отчет |
|
34. |
Конкурс эрудитов. |
1 |
|
1 Конкурс |
|
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Критерии оценки результатов тестов.
Учебно-методическая литература для учителя
Литература для учащихся
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Входной тест
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
? |
||
НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня? _____________
1 класс
Промежуточный тест
Холод – зима, тепло - … .
Помидор – красный, огурец - … .
Человек – ребенок, собака - … .
Морковь – огород, яблоня - … .
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
1 класс
Итоговый тест
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
2 класс
Тест «Алгоритм»
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
Какая фигура у тебя получилась?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
a) _________________;
b) _________________;
c) _________________;
d) _________________;
e) _________________ .
2 класс
Тест «Сравнение»
Сходство |
Различие |
|
Самолет |
Автобус |
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
Например: друг ( старый) шкаф.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
2 класс
Тест « Отношения».
а) Вид – род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое – часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина – следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
Род – вид: звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
Роза - … - … - … .
Расшифруй слова.
а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н - …
2 класс
Итоговый тест
3 класс
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
|
|
|
г) Аналогия.
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
3 класс
Тест «Классификация»
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
Посуда |
Геометрические фигуры |
3 класс
Тест «Сравнение»
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
Впиши ответ: ________________________________________________ .
Ответ: _________________________________ .
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________ .
Ответ подчерки и объясни.
Ответы:
a) __________;
b) __________;
c) __________ .
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .
3 класс
Тест «Отношения»
Ответ: ________________ .
a) Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
b) 8, 17, 24, 32, 2;
c) Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
Ответы:
a) _____________;
b) _____________;
c) _____________ .
a) Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
b) Пятиугольник, круг, квадрат;
c) Пчела, муха, бабочка;
d) Ель, береза, сосна, клен.
Ответы:
a) ______________
b) ______________
c) ______________
d) ______________ .
Род |
Виды |
||
Птица |
Ворона |
2) |
3) |
Металл |
1) |
2) |
3) |
Нечетное число |
1) |
2) |
3) |
Глагол |
1) |
2) |
3) |
Имя собственное |
1) |
2) |
3) |
Итоговый тест за курс 3 класса
Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.
1 |
2 |
3 |
|
|
|
а) Все экосистемы делятся на … .
б) Всех зверей можно разделить на … .
Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.
… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.
… - одна сторона листа.
… - знаки, с помощью которых записываются числа.
Чемодан – это … .
Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .
Автобус не приехал вовремя, потому что … .
Входной тест
4 класс
Сравнить – это значит найти признаки … и … .
Сходство |
Различие |
|
Книга |
Тетрадь |
|
|
|
|
А Г И К Л О - … Е М А В И Н И Н - …
П Т А Я М Ь - … Ш Л Ы М Е Е Н И - …
4 класс
Тест «Отношения между понятиями»
____________
Дятел – птица
Учитель – …
Часы – …
_____________
Улыбнулся – нахмурился
Упрямый – …
Заболел – …
______________
Книга – страница
Здание – …
Рассказ – …
________________
Чай – кофе
Ручка – …
Землетрясение – …
_________________
Кровь – кислород
Яблоко - …
Овца - …
__________________
Ноябрь – декабрь
Утро - …
1/7 - …
__________________
Грубость – обида
Шутка - …
Дождь - …
Стол – мебель
Китай - …
Машина – кузов
Паровоз - …
Глаза – картина
Уши - …
Широкий – бескрайний
Безымянный - …
Лето – июль
Рубашка - …
А) Лук – связка лука.
сыр - … чай - …
бензин - … песок - …
суп - … клей - …
молоко - …
Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.
Ель - … - … - … - … .
Апельсин - … - … - … - … .
В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.
4 класс
Тест «Язык и логика»
Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.
4 класс
Тест «Языковая логика»
Хлеб – ручка.
а) …
б) …
Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.
К О Х Й Е К
СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т
4 класс
Конкурс эрудитов
Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.
Какие эпитеты употребляются со словами:
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.
Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят.
И радостен для глаза
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы (заря)
Я наблюдать за ней.
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Ю К И Л Т
Л Ю Т А Н Ь П
ОЗАР
А Л И Ф К А
Квадрат – куб; d) Жара – зной;
Треугольник - …; Смелый - …;
Дуб – дерево; e) Дерево – ствол;
Стакан - …; Человек - …;
Река – озеро; f) Молоко – сыр;
Яблоко - …; … - печенье.
Заявка на конкурс программ внеурочной деятельности
Регистрационный номер заявки |
|
Дата получения |
|
Название программы |
Логика |
|
Направление внеурочной деятельности |
Общеинтеллектуальное развитие |
|
ФИО участников конкурса |
Симашкина Ирина Владимировна |
|
Образовательное учреждение |
НМОУ «Гимназия №59» |
|
Контактный телефон |
8090306809060 |
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Краткая аннотация программы |
Курс «Логика» создает условия для развития познавательных интересов, формирует стремление к размышлению и поиску. |
_______________Симашкина Ирина Владимировна
(подпись)